Эмотивизм. Проявления у Гексли признаков Рейнина
Итак, мы говорим об индивидуальном признаке Рейнина «эмотивизм». Считается, что эмотивизм это восприятие событий и информации не только (да и не столько) фактически, но и через их эмоциональное, чувственное содержание. В этом эмотивизм противопоставляется конструктивизму, признаку, который характеризуется большим упором на фактическое содержание. При этом эмотивисты есть и среди этиков, и среди логиков, что даёт интересные сочетания.
Для эмотивистов практически всё в окружающем мире окрашено. Окрашено эмоциями или чувствами, самовыражением или самоутверждением, мнением или вопросом. Эмотивисту странно и непривычно видеть что-то нейтральное, промежуточное, что-то, в чём нет скрытого многослойного содержания. С одной стороны, это проявляется как неравнодушие, что определённо является плюсом. С другой, когда эмотивист сталкивается с чем-то нейтральным и равнодушным, ему сложно сохранить равнодушие самому, просто пройти мимо, в том числе в ситуации, когда лучше именно пройти мимо. Кроме того, когда всё же нужно самому быть равнодушным и спокойным, у эмотивистов это плохо получается, со стороны их спокойствие выглядит напускным, а равнодушие демонстративным, хотя сами эмотивисты этого обычно не понимают.
Интересная особенность эмотивистов – свобода ассоциативного мышления. Ассоциации конструктивистов жёстко привязаны, прямолинейны: если в этом месте произошло событие, в этом месте они и будут о нём вспоминать, если человек любил какую-то песню, с этим человеком она и будет связана. Ассоциативное мышление эмотивистов намного свободнее, те же песни, события, люди, предметы будут ассоциироваться друг с другом через совсем не очевидные, порой вовсе необъяснимые взаимосвязи. И эти взаимосвязи пронизывают всё вокруг! Особенно забавно возгласы типа «о, песня, чё-то про верблюдов вспомнил» смотрятся в исполнении Максимов и Штиров, которых мы привыкли воспринимать приземлёнными практиками.
Как и в случае многих других признаков Рейнина, «эмотивизм» и «конструктивизм» не нужно понимать вот прямо буквально. Эмотивисты в равной степени с конструктивистами способны логически и конструктивно мыслить и рассуждать. Понимание логических концепций, как и понимание чувств и внутреннего мира людей, тоже не зависит от этого признака, это скорее к основной дихотомии логика-этика. Здесь скорее речь идёт о расстановке приоритетов в многослойном пироге информации. Мир даёт нам самую разную пищу для размышления, и эмотивисты отличаются тем, что предпочитают из этого многообразия информацию чувственную и эмоциональную.
Итак, понимание чувств и внутреннего мира людей не зависит от признака «эмотивизм». Но вот то, какое этому придаётся значение – зависит. И здесь мы переходим к тому, что у дуалов этот признак различается, и по нему существует взаимодополнение.
Эмотивисты имеют свойство преувеличивать значение чувств, поэтому часто видят в действиях людей то, чего нет («он тебя любит, вот он так и делает!»), и не видят то, что есть («да я же чувствую, этого не может быть»). Конструктивисты, избавленные от подобных искажений, помогают эмотивистам объективнее взглянуть на поступки людей и мотивацию этих поступков. При этом сами конструктивисты имеют свою проблему – им сложно подстраиваться под другого человека в общении. Поэтому «создание атмосферы» остаётся за эмотивистом.
Разумеется, у Гексли эмотивизм проявляется через призму его собственных функций. В частности, Чёрная Интуиция, во многом настраивающая Гексли на поиск скрытых явлений, делает особенно актуальной описанную выше проблему: то чего нет, и то что есть. Но зато благодаря эмотивизму Гексли легче разобраться в проблемах в отношениях (особенно не своих), потому что Гексли видит чувственное и эмоциональное содержание слов и поступков. Разбираясь в отношениях, Гексли не задаёт вопрос «что?», а сразу пытается понять «почему?».
Кроме Гексли, к эмотивистам относятся Дюма, Робеспьер, Максим Горький, Есенин, Наполеон, Джек Лондон, и активатор Штирлиц. Отдельно расскажу о явлении, которое к самим Гекам не имеет отношения, но может помочь в общении с другими, а именно о наложении дихотомии логика-этика и конструктивизма. Этики-конструктивисты часто выражают «этическую» информацию «логическими» формами.
Вот такой признак «эмотивизм» Эмотивизм далеко не всегда бывает эмоциональным, а конструкивизм не всегда конструктивен.
Эмотивизм это прежде всего расстановка приоритетов, приоритетов в поиске смысла, содержания, наполнения окружающего нас мира.